Пн. Окт 18th, 2021

Сегодня возвратимся к материалам II Съезда Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур». Предлагаем вниманию читателя доклад Президента Группы «СТАРК Безопасность», вице-президента ФКЦ РОС, руководителя Комитета по охране объектов государственного заказа Александра Гадалова.

Принятие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ заложило основу современной системы закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Несмотря на постоянную доработку этих федеральных актов, одним из острых вопросов в настоящее время остается проблема установления здоровой конкуренции на рынке охранных услуг.

Обозначу основные препятствия:

демпинг;

возможность предоставления недостоверных сведений участником, в том числе допуск к участию в закупках организаций – псевдо-субъектов малого и среднего предпринимательства;

сложность выведения новых игроков на рынок, речь идет о вновь созданных или имеющих мало опыта охранных предприятиях;

злоупотребление со стороны заказчиков в части внесения заведомо ограничивающих конкуренцию требований в техническом задании (ТЗ).

Все это возможно, в первую очередь, по причине несовершенства нормативно-правовой базы в сфере размещения госзаказа.

С одной стороны, законом 44-ФЗ предусмотрено использование типовых контрактов, которые разрабатывают отраслевые или надзорные федеральные органы исполнительной власти. Для охранной деятельности типовой контракт введен в действие приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149.

С другой стороны, нет закрепленной на федеральном уровне обязанности использовать типовые технические задания и типовые критерии оценки.

Таким образом, даже при использовании типового контракта на оказание охранных услуг у недобросовестных заказчиков остается лазейка для включения в состав конкурсной документации (ТЗ и критерии оценки) завышенных требований к участникам закупки, которые ограничивают конкуренцию.

Другая крайность – ленивый или некомпетентный заказчик, который размещает закупку с ничтожными требованиями ТЗ и критериями, что, по сути, нивелирует процедуру открытого конкурса как инструмента отбора поставщика качественных услуг. И победителем становится участник, подавший минимальное ценовое предложение.

Надо отдать должное, решением этой проблемы в Москве вплотную занялись с 2017 года. И на сегодняшний день почти 90% закупок (а для охранной отрасли все 100%) осуществляются с использованием утвержденных типовых ТЗ и критериев.

Они, конечно, весьма далеки от идеала, но это лучше, чем ничего.

Верным подспорьем для предотвращения перечисленных нарушений при размещении госзаказа должно стать четкое регламентирование использования в описании объекта закупки требований национальной системы стандартизации. К тому же, добровольная сертификация — это легальный способ повышения конкурентной привлекательности заявки участника и одновременно средство для снижения напряжения между сторонами в ходе исполнения контрактов. Получателю услуг понятно, что он закупает.

Заказчики обязаны использовать эти требования при размещении закупки, но на практике это делается не всегда.

Эту проблему можно решить только путем закрепления в тексте закона перечня конкретных документов, в соответствии с которыми установлены характеристики объекта закупки и их показатели.

Важно, что уже сейчас есть практика, поддерживающая применение национальных стандартов для оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, не только Центрального аппарата ФАС России, но Верховного суда РФ (п. 33 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2020)).

Теперь к вопросам демпинга и участия в закупках псевдо-субъектов малого и среднего предпринимательства.

К сожалению, нужно констатировать, что предусмотренные законом антидемпинговые меры (внесение повышенного размера обеспечения исполнения контракта и подтверждение добросовестности за счет контрактов, выполненных без применения штрафных санкций) до выхода приказа Росгвардии об установлении единой методики расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), не работали.

Сейчас законодатель дал экономически обоснованную НМЦК. Это, в свою очередь, требует такое же обоснованное снижение.

Мы ждем увеличения числа «прозрачных» игроков на торгах, заказчики рассчитывают на предсказуемо высокое качество получаемых услуг.

В этой связи кратно возрастает положительная роль мониторинговых комиссий Координационных советов по вопросам качества охранных услуг, и отговорка «не мы такие-жизнь такая» уже не поможет.

Если говорить о вопросе предоставления недостоверных сведений участниками закупки, что, напомню, является основанием для отклонения заявки, то законодательством предусмотрено право, а, в некоторых случаях, обязанность закупочной комиссии проверять представленные участником закупки сведения в заявке.

Например, с 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Однако на практике это трудноосуществимые мероприятия по причине сжатых сроков на рассмотрение заявок. Так, первую часть заявки, состоящей из единственного документа – согласия участника, комиссия должна рассмотреть в течение 5 рабочих дней. А на рассмотрение второй части заявки, в составе которой все остальные документы, в том числе подтверждающие качество предлагаемых участником услуг, отводится не более 3 рабочих дней. Хотя логично было бы наоборот…

Какие пути решения видятся нам?

Инициатива по изменению и развитию системы государственных закупок должна идти не только со стороны государства. Очевидна необходимость и целесообразность комплексной доработки нормативно-правовых актов по следующим направлениям:

— законодательно, на федеральном уровне, обязать отраслевые федеральные органы исполнительной власти разработать типовые ТЗ и критерии оценки. При этом предусмотреть использование в типовых критериях оценки показателя «деловая репутации участника закупки». В качестве подтверждающего документа принимать сертификат или иной документ о соответствии участника требованиям национальных стандартов в сфере охранной деятельности.

— для обеспечения равных возможностей участия в закупках для малых и крупных охранных организаций, целесообразно предусмотреть в 44-ФЗ возможность подачи одной коллективной заявки от группы участников. Такой механизм предусмотрен в законе 223-ФЗ, и на практике он очень хорошо работает. Например, могут объединиться несколько «мелких» участников, и тогда их заявка будет сопоставима по квалификационным показателям с заявкой «крупного участника».

Источник

Call Now Button