Проект постановления Правительства РФ «Об установлении требований к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Автор: admin Дата публикации: Январь 11, 2018

Ссылка на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: http://regulation.gov.ru/projects#npa=54689

Проект постановления Правительства Российской Федерации
«Об установлении требований к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – проект постановления) разработан в соответствии с частью шестой статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частой детективной и охранной детальности в Российской Федерации» (далее – Закон).

Предметом проекта постановления являются общественные отношения, возникающие при осуществлении государственных закупок услуг у частных охранных организаций по охране объектов бюджетного финансирования.

Проект постановления направлен на повышение качества предоставляемых услуг частными охранными организациями при охране объектов бюджетного финансирования и снижение материальных потерь бюджетов всех уровней.

В условиях сокращения численности и финансирования правоохранительных органов, а также пересмотра перечней государственных объектов, охраняемых, в том числе подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, остро встал вопрос об обеспечении неснижаемого уровня антитеррористической защищенности данных объектов и снижения издержек государства на их охрану.

Между тем сложившаяся ситуация на рынке охранных услуг, в частности, участие частных охранных организаций в торгах, проводимых собственниками объектов бюджетного финансирования, вызывает серьезную обеспокоенность как государства, так и авторитетных игроков рынка охраны, в связи с наличием существенных недостатков в организации данного процесса.

Проведенный анализ существующей системы организации участия частных охранных организаций в торгах, проводимых собственниками объектов бюджетного финансирования, показал ряд проблем, из которых основная масса связана с низким качеством предоставляемых услуг такими организациями, а также неисполнением перед заказчиками как частично, так и полностью своих обязательств.

Действующая нормативная правовая база устанавливает, что к участию в торгах на предоставление охранных услуг допускается неограниченный круг лиц, соответствующих конкурсной документации, определяемой заказчиком соответствующих услуг.

При этом, в целях получения государственного контракта частные охранные организации зачастую идут на значительное снижение цены выставляемого лота, а в ряде случаев на торги выходят либо фирмы – однодневки, создающиеся под конкретный конкурс (аукцион), либо выставляются частные охранные организации, имеющие в своем составе от 1 до 10 работников, не имеющих зачастую опыта работы и соответствующей квалификации.

Стоит отметить, что согласно Федеральному закону от 26 июля
2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяющим фактором в ходе проведения торгов является цена предоставляемой услуги, в связи с чем в результате торгов выигрывают фирмы, максимально снизившие цену. При этом не учитывается, что за четверть от первоначальной стоимости заказа качественное выполнение работ или предоставление услуг зачастую не представляется возможным. В итоге охранная организация, осуществившая ценовой демпинг, не спешит выполнять взятые на себя обязательства, либо делает это некачественно.

В итоге потери государства от деятельности таких организаций исчисляются сотнями миллионов рублей, а уровень антитеррористической защищенности объектов бюджетного финансирования существенно снижается.

Таким образом, принимая во внимание опыт правового регулирования в других областях деятельности (банковская, страховая, аудиторская, строительная и т.д.), проектом постановления предлагается установить исчерпывающий перечень требований для частных охранных организаций, оказывающих охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По итогам обсуждений определен ряд следующих требований.

Требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемственности) контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки услуг по охране объектов и (или) имущества за последний год до даты, предшествующей заключению контракта (договора).

Полагаем, что данное требование позволит сократить количество фирм – однодневок, основная цель создания которых, демпинг цен при проведении торгов, а также поможет формировать конкурентоспособные цены на охранные услуги, позволяющие реализовать контракт исполнителем без существенных финансовых и иных потерь.

Требование о наличии лицензии на оказание охранных услуг (услуги), предусмотренной пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона.

Введение данного требования обусловлено ужесточением государством в последние годы законодательства в области противодействия терроризму и установлением дополнительных мер по повышению уровня внутренней безопасности государства в связи с нестабильной геополитической обстановкой около границ Российской Федерации.

Так, Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 208-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов» внесены значительные изменения в законодательство о противодействии терроризму, в частности, определены обязательные для соблюдения всеми хозяйствующими субъектами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Помимо этого Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 534-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» введен новый вид охранной услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

В целях реализации указанных законодательных актов постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» установлены лицензионные требования к новому виду охранных услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, требующие от частной охраной организации серьезного организационного обеспечения, включающего в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленного на создание необходимых условия для безопасности охраняемых объектов.

В этой связи устанавливаемое требование позволит государственному или муниципальному заказчику выбрать из общего числа организаций, участвующих в торгах, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, частные охранные организации, соответствующие пункту 7 части третьей статьи 3 Закона и установленными в отношении данного пункта лицензионным требованиям, обладающие всем спектром как материальных (средства связи, автотранспорт, дежурных подразделений с круглосуточным режимом работы, группы быстрого реагирования, огнестрельное оружие, специальные средства), так и людских ресурсов (охранники всех разрядов, специалисты по обслуживанию технических средств охраны и т.д.), что в свою очередь, полностью соотносятся с требованиями государства об обеспечении должного уровня безопасности и защищенности соответствующих объектов.

Требование о наличии в штате не менее 100 работников, обладающих правовым статусом частного охранника.

Установление проектом постановления данного требования является одной из действенных мер, позволяющих обеспечить ценовую и неценовую конкуренцию между участниками торгов в целях заключения для всех сторон данных отношений выгодных условий контракта (договора).

Устанавливаемое требование позволит решить такую наболевшую проблему для большинства участников проводимых торгов, как минимизация ценного демпинга со стороны фирм-однодневок, которые никак не ограничены в участии в торгах, финансируемых за счет бюджетов всех уровней.

Правоприменительная практика показывает, что ряд недобросовестных частных охранных организаций, имеющих низкую обеспеченность материально-техническими и людскими ресурсами, в целях получения государственного контракта в большинстве случаях умышленно идут на значительное снижение цены выставляемого лота, что в последующем приводит к выставлению на посты охраны работников, не имеющих зачастую опыта работы и соответствующей квалификации, а в ряде случаев – к неисполнению перед заказчиками как частично, так и полностью своих обязательств.

Требование об отсутствии в течение года, предшествующего заключению контракта (договора), грубых нарушений лицензионных требований.

Введение данного требования связано с тем, что последствия в случае не выполнения частными охранными организациями лицензионных требований при охране объектов бюджетного финансирования, могут создать предпосылки к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также привести к человеческим жертвам или причинению тяжкого вреда здоровью граждан, нанесению ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Стоит отметить, что в отношении большинства объектов бюджетного финансирования органами государственной власти, в ведение которых находятся данные объекты, определены требования по их антитеррористической защищенности.

Соответственно частные охранные организации должны соответствовать лицензионным требованиям, установленными Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498, в отношении вида услуг, предусмотренного пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона, в свою очередь, предусматривающие соблюдение охранной организацией лицензионных требования в отношении всех видов охранных услуг определенных Законом.

Таким образом, установление такого требования соразмерно предполагаемому ущербу, который может быть причинен частной охранной организацией при охране объектов бюджетного финансирования.

Требование о членстве в саморегулируемых организациях, объединяющих субъекты частной охранной деятельности, и (или) объединениях работодателей, профессиональных союзах в сфере охраны и безопасности.

Определение данного требования в части членства в саморегулируемых организациях связано, в первую очередь, с развитием данного института в области частной охранной деятельности.
С учетом того, что основное направление устанавливаемых проектом постановления требований ‑ это повышение качества предоставляемых услуг частными охранными организациями при охране объектов бюджетного финансирования, реализация механизма саморегулирования в процессе участия частных охранных организаций в торгах. Это позволит обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка при взаимодействии с государством в вопросах организации охраны объектов бюджетного финансирования, а также определить наиболее авторитетных и компетентных участников рынка охранных услуг.

Данное требование создаст предпосылки к сокращению бюрократических барьеров и коррупциогенных факторов, возникающих при организации торгов, а также позволит реализовать иные программные задачи, изложенные в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российский Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р.

В части требования о членстве в объединении работодателей или профессиональных союзах в сфере охраны и безопасности позволит решить ряд проблем появившихся за период существования института частной охраны.

В частности, в процессе применения законодательства в области частной охранной деятельности выявилась проблема, связанная с наличием массовых нарушений норм трудового законодательства со стороны руководителей частных охранных организаций по отношению к работникам такой организации.

Такие явления, как неоформление трудовых договоров с лицами, осуществляющими охранные функции, либо оформление трудовых договоров с лицами, в действительности осуществляющими охранные функции, на другие должности (в качестве дворников, слесарей и т.п.), подмена трудовых договоров с частными охранниками гражданско-правовым и договорами, отрицание работодателем наличия трудовых отношений при фактическом осуществлении лицом функций охранника, негативно сказывается на качестве исполнения частными охранниками своих функций, создает условия для неквалифицированного или халатного отношения к своим обязанностям, а подобные нарушения в сфере охранной деятельности чреваты более серьезными отрицательными последствиями.

Сложившаяся ситуация особенно недопустима в такой сфере, как охранная деятельность, функции которой направлены на защиту жизни и здоровья граждан, имущества граждан и юридических лиц, связаны с возможностью применения физической силы и оружия, с необходимостью обеспечения слаженного взаимодействия охранных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами при организации мероприятий антитеррористической направленности и по охране общественного порядка.

Нарушения трудового законодательства в отношении лиц, фактически осуществляющих охранную деятельность, а также частных охранников и вытекающие из них нарушения прав граждан и юридических лиц нивелируют принцип законности охранной деятельности, подрывают идею возложения на негосударственные структуры отдельных государственных правоохранительных функций, а в процессе ее осуществления может быть причинен вред как человеческим ценностям (жизни, здоровью), так и вред имущественным интересам государства.

Именно поэтому в целях соблюдения руководителями частных охранных организаций норм трудового права своих работников предусматривается членство в объединениях работодателей или профессиональных союзах, что коррелирует законодательству в области организации деятельности объединений работодателей и профессиональных союзов.

Установление данного требования предоставляет объединениям работодателей и профессиональных союзов один из инструментариев для более эффективной защиты прав и законных интересов своих членов.

В заключение необходимо отметить, что установление предлагаемых проектом постановления требований полностью корреспондирует положению статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой при осуществлении закупки заказчик определяет требования к участникам закупки, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Применение проекта постановления предусматривается только на новые правоотношения, возникшие после издания и вступления в силу его положений. Контракты (договора), заключенные частными охранными организациями до момента вступления в силу постановления, пересмотрю по основаниям введения новых требований, не подлежат.

В целом полагаем, что меры по установлению предлагаемых требований определяет эффективный механизм для пресечения деятельности недобросовестных частных охранных организаций, предоставляющих охранные услуги низкого качества, основной целью которых является получение максимальной прибыли любым путем в ущерб интересам как самого государства, так и физических и юридических лиц.

Реализация проекта постановления не потребует увеличения штатной численности существующих или образования новых органов государственной власти и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований, а также увеличения текущих бюджетных обязательств.

Текст: Проект постановления Правительства РФ

 

Источник: ГардИнфо http://guardinfo.online

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*