Новости:

Анатолий Выборный: Филиалы ЧОПов можно будет размещать в отдалённых поселениях, и они будут выполнять социальные функции

Частным охранным предприятиями хотят разрешить открывать филиалы в разных городах и даже регионах для того, чтобы обеспечить охрану школ. Такая возможность предусмотрена законопроектом «О частной охранной деятельности», на который сейчас готовится отзыв Правительства. Об этом «Парламентской газете» рассказал один из авторов инициативы, зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Охранник — первое звено

На «круглом столе» по безопасности учебных заведений в пресс-центре «Парламентской газеты» Анатолий Выборный констатировал: сегодня в России не работает единый стандарт по охране школ. Хотя в правовом поле он присутствует. Так, ещё в 2015 году Минтруд утвердил профессиональный стандарт работника по обеспечению охраны образовательных организаций. Проблема только в том, что профстандарт пока является рекомендацией, а не обязательным требованием.

Доказывать, что охранять школы должны именно профессионалы, нет нужды — после череды трагедий общественность сама поставила такой запрос перед властью. Только профи сможет рассмотреть в огромном потоке подростков именно тех, в чьём рюкзаке лежит что-то пострашней учебника математики. Для этого они должны владеть профайлингом (методикой оценки и прогнозирования поведения человека на основе характеристик его внешности и вербального поведения — прим. ред.) и необходимой спецтехникой вроде металлодетекторов, «тревожных кнопок» и прочего.

Все эти и многие другие требования к охране школ сформулированы в постановлении Правительства №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов Министерства образования и науки…». Оно вступило в силу с начала этого года, но применяется далеко не во всех школах. Хотя положительные примеры есть. Так, в Москве практически все образовательные учреждения перестроили систему безопасности, ориентируясь не только на постановление Правительства, но и на рекомендованный Минтрудом профстандарт школьного охранника.

«Там, где это работает, краж школьного имущества вообще нет, а количество предотвращённых случаев возросло многократно. В пять-семь раз чаще стали выявляться ученики, пытавшиеся пронести в школу взрывчатые вещества, колюще-режущие предметы или оружие. Вы видите, что посторонний человек так просто не зайдёт в столичную школу», — отметил Анатолий Выборный. Сейчас этот опыт внедряют Санкт-Петербург, Краснодар, Владивосток.

Там, где не ступала нога росгвардейца…

Но чтобы сделать стандарт обязательным во всех регионах, нужно провести большую и серьёзную работу, сетует глава профильной ассоциации Сергей Саминский. По его словам, эти вопросы сейчас прорабатываются в двух рабочих группах: одна создана при Росгвардии, другая — при Минпросвещения.

Ключевая задача — актуализировать и адаптировать стандарт к школам в любой местности. Сейчас же он, к сожалению, рассчитан только на города-миллионники, утверждают эксперты. В больших городах легче найти возможность для установки систем вызова мобильной группы, в достатке и наряды Росгвардии, которые могут приехать через три-пять минут после нажатия тревожной кнопки. А вот в далёкой Сибири, например, встречаются местности с одним участковым на ближайшие 500 километров. Даже если в сельской школе поставить «тревожную кнопку» — приехать по вызову будет просто некому.

Как решить эту проблему — думает не один десяток экспертов отрасли вкупе с чиновниками в сфере образования и безопасности. Одним из решений может стать создание филиалов ЧОП в других субъектах Федерации, рассказал Анатолий Выборный. «Сейчас в Правительстве готовится отзыв на наш законопроект, который предусматривает такую возможность. Филиалы ЧОПов можно будет размещать в отдалённых поселениях, и они будут выполнять социальные функции», — отметил депутат.

Рецепт школьной безопасности

Ещё одна острая проблема, с которой знакомы маленькие города и посёлки даже в Центральной России — это нехватка денег, отмечают эксперты. Сегодня финансирование безопасности в школах происходит по остаточному принципу, у них даже нет специальной статьи расходов. И некоторые директора школ стоят перед непростым выбором: починить протекающую крышу или нанять охранника?

По подсчётам рабочей группы при Министерстве просвещения во главе с замминистра Татьяной Синюгиной, для реализации всего комплекса мероприятий по безопасности необходимо более 101 миллиарда рублей. «Понятно, что финансовый блок Правительства у нас жмёт свою часть, а правоохранительный блок — свою. Но с нашей стороны предпринимаются активные меры по повышению качества предоставляемых услуг ЧОПами, соответственно, в тех местах, где мы выявляем низкое качество либо вообще не обеспечение этой охраны, мы привлекаем такие охранные организации», — заверил представитель Росгвардии, подполковник полиции Андрей Аванесов.

По мнению же Сергея Саминского, государство должно изменить этот подход и перевести расходы с регионального уровня на федеральный. «У нас 12 общегосударственных национальных программ, и охрану школ нужно сделать 13-й: выделить бюджетное целевое финансирование на безопасность независимо от региона», — поделился эксперт.

Подводя итог, он вывел «рецепт успеха»: федеральное финансирование и введение обязательного профессионального стандарта школьного охранника. И то и другое наше государство может позволить, убеждён он.

Рабочая группа по законодательству об оружии может собраться в ноябре

Рабочая группа по совершенствованию законодательства об оружии может собраться до конца ноября, сообщил первый зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.

Решение о создании группы было принято две недели назад, 25 октября. Её возглавил глава Комитета по безопасности Василий Пискарев. Рабочая группа займётся анализом законодательства об оружии и правоприменительной практики в области контроля за оборотом оружия и работы частных охранных предприятий.

«Перед нами не стоит задача непременно ужесточения законодательства, — сказал Эрнест Валеев. — Предстоит анализ причин условий совершения преступлений. Мы должны проанализировать, есть ли необходимость что-то менять в законодательстве в регуляторном плане».

С идеей создания рабочей группы выступил член комитета Александр Хинштейн после трагедии в Керчи, где произошёл массовый расстрел студентов политехнического колледжа.

Ранее депутат обратил внимание, что президент Владимир Путин на встрече с высшими офицерами и прокурорами 25 октября по случаю их назначения на вышестоящие должности, присвоения им высших воинских званий и классных чинов потребовал от Росгвардии предоставить предложения по изменению законодательства для усиления контроля за оборотом оружия.

«Наша рабочая группа внесёт свой посильный вклад в решение данных проблем», — сказал Александр Хинштейн.

Госдуме обсудили продолжение реформы госзакупок

На парламентских слушаниях о реформе госзакупок — переводе их в электронную форму — Минфин поделился своим видением доработки системы. На фоне роста конкуренции за госзаказ министерство предполагает совершенствовать уже заложенный функционал — сократить число закупочных процедур с одиннадцати до четырех и расширить состав каталога товаров, работ и услуг, из которого заказчики могут выбирать стандартизованные товары. В казначействе, которое отвечает за единую информационную систему (ЕИС) закупок, настаивают на ускорении перехода на электронный документооборот — вплоть до фиксации в системе акта выполненных работ и их оплаты.

Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме обсуждалось, как работают принятые в декабре 2017 года законы о переводе госзакупок в электронный вид (с 1 июля процедуры запущены в тестовом режиме, с 1 января 2019 года они станут обязательны для всех участников закупок). В ходе реформы было отобрано восемь универсальных электронных торговых площадок плюс площадка для малых закупок «Березка», запущен механизм обеспечения заявок через спецсчета (поставщику достаточно открыть один спецсчет в одном из 18 отобранных банков). По словам главы департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяны Демидовой, судя по количеству спецсчетов — их, по данным Минфина, открыто 113 тыс.,— существенных проблем, связанных с ними, не возникло.

Госпожа Демидова назвала пять основных направлений, которые, по мнению Минфина, «становятся актуальными» с момента реализации реформы. Самый важный из них — сам механизм проведения закупочных процедур. Сейчас, по ее словам, электронные процедуры, по сути, полностью дублируются на бумажном носителе — надо сократить количество способов закупок и полностью их автоматизировать. «Одиннадцать процедур достаточно оптимизировать до самого минимального набора — конкурса, аукциона, запроса котировок, закупки у единственного поставщика»,— отметила она. И, по ее словам, в этом случае надо вводить универсальную предквалификацию — допуск поставщиков с минимальным опытом закупок из реестра контрактов ЕИС. Также Минфин намерен ввести единый плановый документ, который будет заполняться в ЕИС по мере движения от бюджета непосредственно к закупке. Не устраивает ведомство и цикличность закупок в случае отсутствия заявок или неявки других поставщиков — Минфин предлагает «предусмотреть после определенной стадии заключение контракта с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом». Наконец, остро стоит вопрос с каталогом товаров, работ и услуг (Минфин работает над ним с сентября 2017 года) — надо расширить его наполнение, чтобы можно было закупать «по цене за единицу». «Очень надеемся, что весь комплекс мер будет способствовать оптимизации процедур закупок, поддержке субъектов малого предпринимательства»,— резюмировала Татьяна Демидова.

Заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе главным в переводе закупок в электронный вид назвала «существенный рост уровня конкуренции» — если раньше на одну закупку приходилось 2,5 заявки поставщиков, то сейчас — 3,5. С июля в ЕИС проведено 4 тыс. «новых» закупок. «Вера участников в электронную процедуру значительно выше, новые правила работают»,— отметила чиновница, поддержав дальнейшее совершенствование законодательства — в частности, введение электронного документооборота полного цикла вплоть до акта выполненных работ. Для казначейства это ключевой документ, который завершает закупку, ее оплату и учет товара. Это даст возможность видеть всю цепочку операций, позволит улучшить качество ценообразования в госзаказе, «а это главная задача», говорит госпожа Катамадзе. Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров поддержал необходимость движения в сторону большей электронизации — он выступил за создание цифрового калькулятора начальной цены контракта, который может стать первым шагом по переходу к смарт-контрактам в госзакупках. «Бизнес не идет в госзакупки — это сложно и трудоемко. Надо упрощать систему»,— отметил он.

Знай свои права! Какие денежные компенсации можно получить после выплаты кредита

Конечно, более привычной выглядит обратная ситуация: когда заемщик должен банку деньги (кредит плюс проценты). Но в последнее время судебная практика обогатилась новыми прецедентами, которые позволяют заемщику, выплатившему кредит, компенсировать часть своих расходов.

Итак, какие выплаты может получить заемщик:

1. Стоимость дополнительных услуг банка

Часто банки сопровождают выдачу кредита множеством дополнительных сервисов, за которые клиент, разумеется, должен заплатить.

Причем плата, как правило, взимается наперед и независимо от того, воспользовался клиент этими услугами фактически или нет.

Недавно Верховный суд рассматривал дело по жалобе общества защиты прав потребителей на отказ банка вернуть заемщику стоимость дополнительных услуг, которые так и оказались им невостребованными ввиду досрочного погашения кредита.

А оплатил он немало: смс-информирование, интернет-банкинг, ежегодный перевыпуск карты и еще много всего – на сумму 64 тысячи рублей (Дело № 49-КГ18-48).

Суд напомнил, что на заемщика в полной мере распространяются нормы Закона о защите прав потребителей. В частности, он может в любое время отказаться от предоставленных услуг, оплатив лишь те, что уже фактически получил.

Досрочное погашение кредита суд приравнял к отказу от всех связанных с ним услуг и взыскал с банка плату за неиспользованные услуги пропорционально периоду действия кредитного договора – 47 тысяч рублей.

Плюс к этому – компенсацию морального вреда 3 000 рублей и штраф в пользу потребителя – 12,7 тысяч рублей. На подобные дополнительные выплаты заемщик всегда вправе рассчитывать в случае нарушения его прав.

2. Страховая премия

В парламенте сейчас находится на рассмотрении законопроект о возврате заемщикам страховки в случае досрочного погашения кредита.

Между тем, в судебной практике не все так однозначно на этот счет. Верховный суд сейчас придерживается следующей позиции:

— заемщик, досрочно погасивший кредит, вправе вернуть страховую премию, но при условии, что по договору страховая сумма прямо зависит от остатка задолженности по кредиту.
Иными словами, если в договоре сказано, что страховая сумма снижается вместе с выплатой кредита, то после его полного погашения она становится нулевой, т.е. страховать больше нечего.

Поэтому заемщик может вернуть себе часть неиспользованной страховой премии, т.к. страхование фактически прекратилось.

Но сейчас страховые компании стали хитрее и не «привязывают» страховую сумму к кредитной задолженности. Тогда получается, что страховая сумма остается фиксированной в течение всего срока действия договора и даже после закрытия кредита заемщик остается застрахованным на первоначальную сумму.

В таком случае вернуть страховую премию уже не получится. Но можно воспользоваться страховкой, если в период ее действия произойдет страховой случай (Дело № 44-КГ18-8).

3. Комиссия

Редко бывает, чтобы кредит полностью обходился без комиссий, но не всегда они законны. Так, Верховный суд установил общий критерий для признания комиссии обоснованной:

— если она взимается за отдельную финансовую услугу, а не за то, что банк и так бы совершил в рамках исполнения кредитного договора.
Разумеется, заемщик вправе вернуть незаконно взысканную с него комиссию. В числе таких комиссий, в частности, практика обозначила: плату за проверку платежеспособности клиента, за открытие и ведение ссудного счета.

Вопрос о том, насколько обоснована комиссия за обслуживание кредитной карты пока неоднозначно решается судами.

Но шансы вернуть ее очень высоки, если заемщик докажет, что использовал кредитную карту исключительно для получения и погашения кредита через банкомат (а не оплачивал, например, покупки через нее).

В таком случае суды признают комиссию незаконной, т.к. никакой самостоятельной финансовой услуги выдача и обслуживание карты в себе не несли (например, решение Индустриального районного суда Ижевска 2-2300/13).

Знайте свои права и пользуйтесь ими выгодно!

© Сивакова И. В., кандидат юридических наук